Город больших возможностей

DETAIL PICTURE 16026749Топ-7 мест Ростова-купца

Сегодня в совместной рубрике «МК на Дону» и проекта «Ваш персональный гид» мы обратимся к торговой славе Ростова-на-Дону — крупнейшего порта Российской империи, города-купца, буквально созданного для людей предприимчивых и способных рисковать.

Исторически территория нынешнего Ростова-на-Дону использовалась разными народами как место ведения активной торговли. Крупный порт, открытость для любых инвестиций уже в начале XX века сделали донскую столицу крупным индустриальным и логистическим центром не только по южному региону, но и в масштабах всей Российской империи. Сегодня мы поговорим об особенностях ведения бизнеса на Дону, о предприятиях различных эпох, о наиболее талантливых ростовских предпринимателях.

Местность, занимаемая современным Ростовом-на-Дону, издревле использовалась разными народами для ведения торговли. И неслучайно история города отсчитывается с 15 декабря 1749 года, когда вышел императорский указ об учреждении в устье Темерника таможни «для сбору по тарифу и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров».

После победы России в войне с турками и присоединения Крыма в конце XVIII века был открыт выход к южным морям, построен Черноморский торговый флот, что создало благоприятные условия для развития портов в Одессе и Таганроге. Изначально внешняя торговля нашего региона была сосредоточена в таганрогском порту, куда из будущей донской столицы была перенесена таможня. Но в 1836 году это учреждение вернули в Ростов, и город получил сильнейший импульс для развития: в навигацию 1836 года в ростовский порт пришло 262 судна и отправилось из него 542, а в 1850 году это соотношение составило уже 2076 и 2462 соответственно. Превращение Ростова в основную базу перевалки донского и кубанского зерна, уральского металла, сибирского леса, поволжских и каспийских полуфабрикатов потребовало создания массы перерабатывающих предприятий. Железнодорожный бум 70-х годов XIX века привел к окончательному перемещению центра экономической активности юга России в Ростов. С 60-х годов XIX века до начала XX века население нашего города выросло в шесть раз (до 120 тысяч жителей), ростовский порт стал основными судоходными воротами империи, в городе работали 130 промышленных предприятий.

Ростовские купцы выделяли деньги на благоустройство города, помогали нуждающимся. Размаху благотворительности поражались и соотечественники, и иностранцы. Жертвование было частью купеческой морали. К началу прошлого века в ростовское купечество пришло второе, а в некоторых династиях — третье и четвертое поколения. Это были люди, стремящиеся к интеллектуальному и культурному развитию. Они создавали образованную и талантливую среду, интересовались литературой, наукой, искусством. Ростовские купцы были не только меценатами, но зачастую и сами становились музыкантами, издателями, писателями, художниками.

Итак, давайте обратимся к местам, которые напоминают нам о славном купеческом прошлом Ростова-на-Дону. Наш традиционный топ-3.

1. Ростовский порт (Набережная)

В 1909-1913 годах через донские порты ежегодно вывозилось 225,7 млн пудов — в среднем 42% валового российского сбора зерна. Только в 1910 году с Дона было вывезено хлеба на 138 млн рублей. По объему хлебного экспорта ростовский порт опережал все другие порты России. 300 судов ежегодно находилось в постоянном плавании по Дону, еще 300 иностранных каждый год швартовалось в Ростове. Главным образом через него экспортировались зерно, уголь, лес, пенька. По своему грузообороту (400 млн рублей в год в натуральном выражении) он опережал все морские порты России — Петербург, Одессу, Херсон, Новороссийск, став основными судоходными воротами империи. Отметим, что разросшийся как на дрожжах порт с городом был связан не сплошной прибрежной улицей, а лишь своими многочисленными спусками. Деревянные бараки, пакгаузы и склады для облегчения работы грузчиков местами доходили до самой воды и наглухо блокировали сквозной проезд.

Только после Великой Отечественной войны порт был вынесен за пределы центра города, были разобраны железнодорожные пути и на его месте была построена ростовская набережная.

2. Летний Коммерческий клуб (Парк им. 1 Мая)

После упразднения крепости св. Димитрия Ростовского и перевода ее гарнизона и имущества в Анапу на территории восточных крепостных валов оставался пустырь. В 1855 году этот участок земли приобрело правление Коммерческого клуба. Вскоре тут был разбит сад Летнего Коммерческого клуба по проекту петербургского архитектора Петерса: посажены липовые деревья, разбита оранжерея, созданы парковые сооружения и спортивные площадки. В 1901 году в саду Летнего Коммерческого клуба на сохранившемся фрагменте редута св. Александра Невского построена изящная ротонда в неоклассическом стиле с шестью колоннами. С середины весны и до поздней осени на открытых площадках играл оркестр, а на эстраде летнего театра шли концерты и спектакли. Деньги на эти цели выделялись из взносов, которые уплачивали члены клуба, причем вступить в клуб мог не каждый, это почетное право нужно было заслужить. В то же время территория сада Коммерческого клуба была открыта для всех гуляющих. Единственное ограничение распространялось «на людей вида ненадлежащего и поведения вызывающего».

3. «Банковская стометровка» (Б. Садовая от Газетного до Ворошиловского)

Эту часть центральной улицы города облюбовали банкиры. Самое известное ныне банковское здание города с горельефными масками атлантов, крылатыми посохами Гермеса и массивными лавровыми венками принадлежало Волжско-Камскому банку. Сейчас в этом здании располагается Дворец творчества детей (Дом пионеров).

В здании напротив размещалась контора Азово-Донского банка, работающего в нефтяной отрасли и табачном бизнесе. На углу Казанского (Газетного) и Садовой, в трехэтажном особняке с красивыми балконами, украшенном по углам башенками со шпилями, где сегодня обитает магазин «Танаис», располагался Московский купеческий банк. Здесь же снимало комнаты 2-е Общество взаимного кредита. Самый банковский дом Ростова приютил у себя еще и контору пароходства греческоподданного нидерландского консула Матвея Маврогордато, основателя знаменитой на Дону династии. Одновременно пароходчик являлся и директором местного отделения Русско-Азиатского банка, который находился по соседству в трехэтажном доходном доме Марии Черновой (ныне в нем ювелирный магазин). В трехэтажном доме, принадлежавшем Чайлахову (сегодня в нем Военторг), на втором этаже находился Санкт-Петербургский учетный и ссудный банк, на третьем — Донской земельный банк. На углу Садовой и Большого проспекта в красивом доме Карапета Чернова (ныне — РГЭУ (РИНХ)) обосновались Санкт-Петербургский международный коммерческий банк, Купеческое общество взаимного кредита, Сельскохозяйственный банк.

4. Бывшее здание фабрики «Донской табак»

Курский купец Василий Асмолов открыл табачное производство в Ростове в 1857 году. В 1871 году он образовал Торговый дом «В.И. Асмолов и Ко». Авторитет фирмы рос из года в год, асмоловские табаки получали золотые медали на самых престижных выставках в Европе и Америке. С 80-х годов он становится Поставщиком Двора Его Императорского Величества. С 1913 года, уже после его смерти и перехода дел к сыну Владимиру, компания превратилась в трест с правлением в Лондоне. В 1916 году его фабрика выпустила 5 млрд папирос и более 2 тысяч тонн курительного табака — столько же, сколько все 210 российских табачных фабрик вместе взятых.

5. Дом Супрунова (Пушкинская, 79)

В начале XX века после поездки по делам фирмы в Италию донской коннезаводчик и мельник Иван Супрунов приобрел участок земли на лихо застраиваемой тогда Пушкинской, огородив его высоким забором. После распустил слух о том, что присмотрел на Апеннинах (в Неаполе или в Генуе) поразивший его особняк. После-де долгой торговли с хозяином Супрунов посулил тому такую цену, что обалдевший итальянец с радостью продал ему домину на корню (то есть, на фундаменте). Донской лошадник повелел распилить итальянский домик на блоки и на барже переправил его в Россию. Собирать будут уже на месте строго по античному образцу.

За высоким забором обыватели не видели, что именно там собирают, что еще больше добавляло интриги. А вскоре на Пушкинской действительно вырос аккуратненький домишко с зарешеченным палисадником спереди и небольшим садиком сзади. Архитектура действительно не походила на местный классицизм и эклектику, но у знающих людей она вызывала серьезные сомнения своей родственностью апеннинской, хотя и признавали, что цветной мрамор и облицовочная майолика действительно родом из итальянской Каррары.

6. Дом Парамоновых (Суворова,20)

В этом здании до эмиграции жили представители, пожалуй, самой знаменитой династии донских предпрнимателей — Парамоновых. Первый этаж был занят конторой Товарищества, на втором были жилые помещения: в правой половине жила семья младшего брата Николая, а в левой — Петра, для удобства был сделан проход из одной части дома в другую.

Основателем торговой династии был дедушка Николая и Петра, казак ст. Нижне-Чирской Трофим Иванович Парамонов, который вел у себя торговлю мануфактурой. Продолжили его дело сыновья - Иван и Елпидифор, сначала они работали совместно, но после женитьбы Елпидифор выделил новое направление, начав торговлю зерном. В 1884 г. он приобрел свой первый пароход, а к началу XX века стал крупнейшим судовладельцем в регионе. Не ограничиваясь скупкой зерна и перевозками, Елпидифор Парамонов с течением времени стал владельцем паровой мельницы в Ростове, угольных шахт и рудников, акций железных дорог. После смерти Елпидифора Трофимовича его сыновья получили Торговый дом с основным капиталом до 20 миллионов рублей.

Николай Елпидифорович ведал новыми проектами, рудниками и железной дорогой, в то время как на обязанности Петра Елпидифоровича было управление зерновыми ссыпками, мельницей, пароходством и банком. Все это сложное и доходное предприятие прекратило существование с гибелью Всевеликого Войска Донского в начале 1920 г. и вынужденной эмиграцией.

7. Строительный университет

В этом здании с 1900 года размещалось Коммерческое училище, построенное на средства купеческого общества для подготовки торговых кадров. Училище имело 8-летний курс обучения. Учились с 10 лет. Плата с завтраком составляла 95 рублей в год с первого по четвертый класс, с 5-го класса – 125 рублей, 6-8 классы – 150 рублей в год. Для детей некупеческого сословия плата была на 15 рублей больше. Окончившие полный курс училища удостаивались звания личного почётного гражданина, с отличием – звания кандидата коммерции.

Все права защищены
Copyright © 2015 Ваш персональный гид по Ростову